В какой-то момент вы понимаете, что делаете больше 20 продаж в день. Комплектация, упаковка и отправка заказов занимают все рабочее время. При этом квартира похожа на маленький склад, где все заставлено коробками. И если ваша кошка этому факту радуется, то остальные домочадцы точно не в восторге.
Как найти выход из этого хаоса?
У вас есть 3 варианта:
● арендовать склад самостоятельно или в складчину;
● воспользоваться услугами фулмилмента;
● работать через склады маркетплейсов.
Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках каждого пути и сможете выбрать лучший вариант для бизнеса.
Аренда склада: рациональное решение или пустая трата денег?
“Если места на балконе не хватает, нужно арендовать помещение”, – эта мысль кажется очень логичной, правда? Как минимум, можно хвастаться друзьям, что вы теперь серьезный предприниматель. Но эта серьезность проявляется в тратах, рисках и ответственности.
Посчитаем, сколько стоит аренда склада в Киеве? Конечно же, вы хотите снять приличное помещение в хорошем районе. Тогда перед арендой проверьте такие параметры:
● удобная транспортная развязка. Вашим сотрудникам нужно будет как-то добираться на работу;
● близость к основным почтовым отделениям. Без этого условия смысл склада нивелируется;
● наличие подъезда для грузового транспорта;
● одноэтажная конструкция. По закону подлости грузовой лифт сломается именно в день большой поставки товара. И тогда придется либо озолотить грузчиков, либо заработать межпозвоночную грыжу;
● наличие коммуникаций. Отопление, вентиляция, охрана, видеонаблюдение – от их наличия и качества зависит сохранность товара. И, конечно же, стоимость аренды.
Если хотите смотреть на склад без слез на глазах, готовьтесь платить от 80 до 160 грн/м2. Коммунальные услуги, в лучших традициях столицы, оплачиваются отдельно. Оптимальным решением будет склад на 50-100 м2. Получается, что только помещение обойдется в среднем 8000 грн. А ведь вам нужны еще и сотрудники! И их услуги тоже стоят недешево:
При этом в обязанности кладовщика не входит транспортировка заказов на почту. А так как расходы уже вырисовываются немалые, эту обязанность придется брать на себя (а заодно забыть про выходные, больничные и отпуск).
Если сравнить плюсы и минусы собственного склада, расклад получается неутешительный:
Аренда склада – серьезное решение, которое нужно принимать с учетом бизнес-модели. Собственное помещение по карману продавцам высокомаржинальных товаров с большим оборотом. Если вы делаете все те же 20 отправок в день и тратите на аренду помещения и зарплату кладовщика 25 000 грн, заказ обходится в 41,66 грн. Вы готовы терять эти деньги?
А как насчет аренды в складчину с другими бизнесменами? Экономия от этой схемы невелика: вам все равно нужны квадратные метры для хранения товаров. Разве что зарплату кладовщика удастся разделить между партнерами. Но будьте готовы к вмешательству человеческого фактора: рано или поздно кто-то из арендаторов захочет съехать или поменять условия договора.
Фулфилмент: как работает склад на аутсорсе?
Производственный хаос можно вывезти не только на собственный склад. Альтернатива – услуги фулфилмента для интернет-магазинов.
Фулфилмент – это комплекс услуг, начиная от хранения товара на складе и заканчивая обработкой возвратов. Благодаря полному делегированию задач по хранению и доставке заказов предприниматель может сосредоточиться на развитии бизнеса, а не погрязать в рутине.
Как это работает? Все, что вам нужно – доставить товар на склад и передавать поступившие заказы. Сотрудники склада самостоятельно маркируют, упаковывают и доставляют товар на почтовое отделение. Уведомление клиента о статусе отправки, прием платежей и обработка возврата – это тоже часть фулфилмента.
Неужели этот комплекс услуг обойдется дешевле, чем аренда склада? Так и есть: при минимальном товарообороте стоимость одной отправки не превышает 16 грн. При том с увеличением отправок эта цена уменьшается.
Главное преимущество фулфилмента – экономия времени. Ведь вместо того, чтобы заниматься рутинными операциями по отправке товара, лучше сосредоточиться на стратегическом планировании и маркетинге.
Фулфилмент от маркетплейсов: стоит ли ввязываться в большую игру?
С началом пандемии маркетплейсы стали последней надеждой на выживание для продавцов, которые до этого работали преимущественно в офлайн-формате. Выйти на эти площадки непросто, зато трафик обеспечен!
А как насчет фулфилмента? Маркетплейсы работают по двум основным схемам: FBO и FBS.
FBO (Fulfillment by Operator) – схема, при которой задачи по фулфилменту берет на себя маркетплейс. Условия отличаются у каждой площадки, но в целом продавцу нужно лишь доставить на склад маркетплейса товары и оплатить услуги агрегатора.
Важно помнить, что цена FBO сильно кусается. Кроме оплаты самого фулфилмента, маркетплейсы берут комиссию от 4% до 25% от стоимости каждого товара, который вы продали через площадку.
FBS (Fulfillment by Seller) – эта схема предполагает, что вы самостоятельно занимаетесь комплектацией, упаковкой и доставкой товара на склад маркетплейса. Последний же отвечает только за генерирование трафика и пересылку товара покупателю.
Но главный минус FBS – отсутствие фулфилмента как такового. Основные хлопоты так и лежат на плечах продавцов. Например, платформа Kasta требует, чтобы продавец привозил товары на склад в течение 24 часов после заказа. По сути, при ежедневных продажах вам придется без выходных заниматься доставкой. А вы ведь хотели ее делегировать?
Но если вы все же хотите работать через маркетплейсы, выход очевиден – работа через операторов фулфилмента. Так вам удастся делегировать рутинные задачи, которые не берет на себя маркетплейс и освободить время для развития бизнеса… или отдыха на Бали. тут уж выбирать вам.